Цвет сайта:
Размер шрифта:

Школьные лесничества

 

 

Из истории работы школьного лесничества.

За годы немецко-фашистской оккупации Брянским лесам был нанесен огромный ущерб. Поредел и лес, опоясывающий зеленым кольцом город Жуковку. После окончания войны учителя во главе с завучем школы Артюховым И.С. провели среди учащихся большую разъяснительную работу, мобилизовали их на оказание помощи Жуковскому лесничеству в выполнении лесовосстановительных работ. Так были организованы из школьников «дозоры» для охраны прекрасного леса, которые вскоре стали называться «зеленым патрулем». В 1949 году под контролем учащихся было 220 гектаров леса зеленой зоны.

Шли годы, росли зеленые посадки, расширялась помощь охраняемого леса, увеличивалось число школьников, принимающих активное участие в работе «зеленого патруля» Жуковской средней школы №1. Становилась заметной общественная значимость результатов труда учащихся.

В целях более широкого вовлечения учащихся в природ охранительную деятельность на основе положительного опыта работы «зеленого патруля» в 1966 году при содействии Брянского управления лесного хозяйства, Брянского технологического института и Жуковского лесхоза «зеленый патруль» ЖСШ №1 был преобразован в школьное лесничество.

II лесных кварталов, т.е. 809 га леса, вверили школьникам под их полную ответственность. К 1967г. площадь леса достигла 1113 га. А это немало. Поэтому потребовалась особая организованность, более серьезная структура работы. В 1970г. после открытия в городе средней школы №2, этой школе была передана часть лесной зеленой зоны.

В данное время за школьным лесничеством нашей школы закреплено 8 лесных кварталов с общей площадью 646 га.

Согласно положению о школьном лесничестве создан Совет школьного лесничества, общее руководство которым осуществляет комитет комсомола школы Совет пионерской дружины.

В Совет входят: школьный лесничий, 2 его помощника, 8 мастеров леса или лесников, учитель биологии, директор школы, лесничий Жуковского лесничества Титов А.А., инженер лесхоза Гуторова Надежда Юрьевна.

Каждый мастер леса имеет своего помощника, закрепленный лесной квартал и 2 отряда «зеленых патрулей» по 25-30 учащихся в каждом.

Лесохозяйственная и другая практическая деятельность школьных лесничеств разнообразна и многогранна. Все многообразие можно объединить в следующие группы по направлениям деятельности:

1) Основы лесной селекции и семеноводства. Заготовка шишек и сбор семян древесных растений.

2) Закладка питомника и выращивание посадочного материала.

3) Посев и посадка леса.

4) Уход  за лесными культурами и единственными молодняками.

5) Уход за лесом, очистка леса от захламленности, рубки ухода, санитарные рубки.

6) Расчистка       квартальных       и       граничных       просек, противопожарных разрывов и минерализированных полос.

7) Уход за лесоосушительными канавами, предотвращение их заиления и засорения.

8) Охрана леса от пожаров. Организация службы «зеленых патрулей» в пожароопасные периоды, установка специальных аншлагов, проведение бесед со школьниками и населением о значении леса в жизни человека, об ущербе, который наносится «зеленому другу» лесными пожарами

9) Охрана    полезных    зверей    и    птиц,    беспозвоночных. Изготовление и развешивание в лесу дуплянок и других искусственных гнездовий для привлечения насекомоядных птиц, подкормки их зимой, охрана и расселение муравьев и других обитателей леса.

10) Оказание помощи лесной государственной охране в борьбе с браконьерами.

11) Выявление и организация охраны памятников природы-особо ценных участков леса, отдельных примечательных деревьев (дерево-великан, дерево-долгожитель, редкие формы растений).

12) 3аготовка грибов, ягод лекарственного сырья. Лесохозяйственные и другие практические работы в течение учебного   года   члены   школьного   лесничества   выполняют   во внеурочное время.

Учащиеся 9-11 классов, изучающие практикум по лесоводству, работают в школьном лесничестве в период производственной практики, предусмотренной учебным планом школы. К посильному участию в работе школьного лесничества могут привлекаться учащиеся 5-6 классов для выполнения доступных им видов труда: сбора хозяйственно-ценных растений, лекарственного сырья, семян.